Существует 13 распространенных причин, по которым наши дети не слушаются. Когда мы поймем, по какой причине (причинам) наш ребенок не слушается в данный момент, мы сможем что-то с этим сделать. Тогда, вместо того чтобы тащить его за собой, пиная и крича, он захочет сотрудничать с нами.
1. Ваш ребенок чувствует себя разобщенным. Крепкие отношения между родителями и детьми являются ключевым фактором, способствующим развитию сотрудничества. Попробуйте в течение недели каждый день уделять ребенку 10 минут непрерывного времени один на один с ним, занимаясь каким-либо делом по его выбору, и посмотрите, что изменится.
2. Ваш ребенок не хочет прекращать свою работу. Бывает ли так, что вы увлечены занятием, которое вам нравится, и не хотите останавливаться или даже прерываться? Ваш ребенок тоже так считает. Планируйте такие занятия, которые легче закончить, когда у вас мало времени, и старайтесь не прерывать их, когда они находятся в процессе. (Если вы хотите иметь больше времени для себя, не прерывайте их игру - это вам очень поможет!)
3. Ваш ребенок вас не услышал. Когда дети заняты, им бывает трудно услышать нас. Чтобы улучшить общение, дождитесь перерыва в занятиях ребенка. Убедитесь, что вы полностью владеете его вниманием. Зрительный контакт помогает установить связь и улучшает способность ребенка слышать и понимать вас.
4. Ваш ребенок не совсем понимает время. Маленьким детям часто трудно понять концепцию времени. Используйте визуальные таймеры, которые дают четкое представление о том, сколько времени у них осталось. Не говорите: «Я буду через минуту», если на самом деле вы имеете в виду пять минут. Это поможет им более эффективно управлять своей деятельностью.
5. Ваш ребенок не хочет выполнять задание. Его сопротивление может быть вызвано причинами, которые мы не понимаем. Спросите, почему он не хочет выполнять задание, и найдите способы сделать его более приемлемым. Есть ли возможность не выполнять это задание или вместо него выполнить другое?
6. Ваш ребенок не может запомнить несколько инструкций. Даже если вы каждый день даете одни и те же задания, маленьким детям трудно запомнить сразу несколько инструкций. Разбивайте задания на простые, одношаговые инструкции. Добавляйте дополнительные инструкции в те дни, когда вы не торопитесь, чтобы поддержать их развивающиеся способности.
7. Ваш ребенок хочет вместо этого заняться любимым делом. Интересы детей определяют их мотивацию к деятельности. Включите их любимые занятия в распорядок дня, чтобы сбалансировать предпочтения и задачи. Если ребенок любит мультфильмы, скажите: «Давай сейчас почистим зубы, чтобы перед уходом насладиться пятью минутами мультфильма».
Существует тонкая, но важная разница между «Если... то» и «Когда... то», если мы используем их редко. Первое поощряет «хорошее поведение». Второе заставляет нас работать в одной команде. (Если мы часто используем этот инструмент, то необходимо рассмотреть другие вопросы из этого списка).
8. Ваш ребенок приучен ждать, пока вы не накричите. Повторная просьба и крик только подкрепляют нежелательное поведение. Излагайте просьбы четко и ясно, без излишних повторений. Если ребенок игнорирует вас до тех пор, пока вы не повысите голос, подумайте, какие из других причин, приведенных в этом списке, применимы к вашей ситуации.
9. Ребенку не нравится, когда ему напоминают. Повторение одних и тех же фраз может надоесть и Вам, и Вашему ребенку. Вместо того чтобы говорить: «Подними, пожалуйста, обувь. Подними обувь. Убери свою обувь», попробуйте сказать, что вы видите: «Я вижу обувь на полу!». Или составьте наглядную схему их действий. Но это будет «работать» только в том случае, если они «не слушают», потому что не могут запомнить, о чем вы просите.
10. Ваш ребенок чувствует себя осужденным из-за ваших слов и повторяющихся просьб. Использование осуждающих формулировок может вызвать сопротивление у детей, поскольку они чувствуют, что наши слова направлены на то, чтобы пристыдить их (даже если мы не собираемся этого делать). Вместо критики и ультиматумов типа: «Уберись в этой грязной комнате, или мы не пойдем на вечеринку», попробуйте: «Я заметил, что на полу валяются игрушки. Может быть, мы вместе уберем их?». Такой подход способствует развитию сотрудничества и связи.
11. Вы не слушаете своего ребенка, поэтому ваш ребенок не хочет слушать вас. Эффективное общение - это улица с двусторонним движением. Найдите время, чтобы активно выслушать своего ребенка. Когда дети чувствуют, что их слушают и ценят, они с большей вероятностью ответят взаимностью и будут слушать вас.
12. Вы и ваш ребенок не понимаете потребностей друг друга. Возможно, ваш ребенок делает то, что вы не хотите, чтобы он делал, потому что это удовлетворяет его потребности. Его потребность не в том, чтобы прыгать на диване; его потребность в радости, игре и движении. Если диван хрупкий, можно прыгать на кровати или батуте, или бегать на улице?
13. У вашего ребенка есть потребность в большей самостоятельности. Самостоятельность - одна из наиболее распространенных потребностей, которую дети пытаются выразить, «не слушая». Они хотят иметь право голоса в вопросах, которые считают важными в своей жизни. Получив такую возможность, они с большей вероятностью будут сотрудничать с вами.
В качестве бонуса, вот еще один момент, над которым стоит задуматься...:
14. Ребенок отказывается выполнять ваши просьбы. Когда ваш ребенок чувствует себя отрезанным от общества, он может отказаться выполнять ваши указания. Проявите милосердие, сказав: «Я с удовольствием подберу для тебя ботинки сегодня. В нашей семье мы все помогаем друг другу, поэтому я буду благодарен, если ты поможешь мне с этим завтра».
Если это происходит часто, добавьте еще один шаг. Позже, когда они попросят вас о помощи, напомните им о важности взаимной поддержки. Скажите теплым, не угрожающим тоном: «Когда мы все помогаем друг другу, наша семья работает более слаженно. Ты не хотел убирать обувь и теперь просишь меня о помощи. Я рад помочь тебе в этот раз, и в следующий раз я буду благодарен тебе за помощь, когда я попрошу о ней».
Понимание того, почему ваш ребенок не слушается, очень важно, поскольку в этом случае вы можете устранить основную причину, а не неприятное поведение. Применяя практические стратегии, способствующие развитию уважения, активного слушания и самостоятельности, вы сможете создать с ребенком отношения, основанные на сотрудничестве и уважении.
Примите возможность учиться и расти вместе с ребенком. Отмечайте маленькие победы и терпеливо переносите неудачи. Возможно, вы все еще будете испытывать бурную реакцию после того, как ваш ребенок «не слушается». Это часть процесса! Применяя эти идеи, вы, возможно, не так часто будете чувствовать себя в конце концов.
Тогда вы будете на пути к созданию отношений, которые в гораздо большей степени соответствуют вашим ценностям.