Как мы учимся бояться?

Как мы учимся бояться?

 

С приближением Хэллоуина многие из нас думают о ведьмах, призраках и гоблинах. По телевизору идут фильмы ужасов, а на витринах развешаны плакаты с фонарями и скелетами. Для некоторых это захватывающее время года, время, когда мы можем наслаждаться острыми ощущениями страха. Но для других жуткие черепа не так привлекательны, а идея всадника без головы вызывает ужас, а не веселье. Почему одни из нас выходят отмечать праздник страха, а другие просто остаются дома с закрытыми ставнями?

Во-первых, вопреки распространенному мнению, страх — это не то, с чем мы рождаемся, это то, что мы развиваем со временем. Фактически, младенцы впервые проявляют страх только в возрасте от 8 до 12 месяцев, и обычно это происходит в ответ на появление новых людей или событий, особенно незнакомцев. Важно отметить, что не все младенцы реагируют на незнакомцев со страхом, и даже те, кто это делает, реагируют не во всех ситуациях - контекст имеет большое значение. Например, самые страшные реакции на незнакомцев можно наблюдать в незнакомых местах, таких как лаборатория, когда ребенка приковывают к стульчику или когда матери ребенка нет в комнате. Когда младенцы находятся в собственном доме или когда они сидят на коленях у матери, можно увидеть мало испуганных реакций на незнакомцев. Другими словами, младенцы с большей вероятностью сочтут незнакомца угрожающим, когда они не находятся в безопасном месте. Напротив, когда младенцы находятся дома или в комфортных объятиях своей матери, они с меньшей вероятностью решат, что приближение незнакомца представляет угрозу, и, следовательно, с меньшей вероятностью отреагируют страхом.

Поскольку мы не рождаемся с чувством страха, это означает, что большинство из них усваиваются в какой-то момент нашей жизни, и не все они усваиваются одинаково. Некоторым страхам можно научиться, выделив для них условие или получив отрицательный опыт взаимодействия. Например, вы можете научиться бояться собак, если вас кусали, или вы можете научиться бояться пчел после того, как вас ужалили. Но мы также можем развить страх, наблюдая за чьей-либо испуганной реакцией. Например, вместо того чтобы научиться бояться собак, будучи укушенным, мы также можем развить страх перед собаками, наблюдая, как друг приходит в ужас при виде рычащего чихуахуа. Точно так же мы можем научиться бояться собак, услышав негативную информацию, например, от мамы, что маленькие собаки кусаются.

Несмотря на то, что страхам можно научиться разными способами, не все они созданы равными - одни страхи встречаются гораздо чаще, чем другие. Например, страхи перед змеями и пауками - одни из самых распространенных в мире. Они настолько распространены, что некоторые исследователи предположили, что мы рождаемся с ними или развиваем их на очень раннем этапе, основываясь на биологической предрасположенности или механизме мозга, который развился специально для реакции на опасных хищников. Однако исследования с младенцами и маленькими детьми говорят об обратном. С раннего возраста младенцы, дети и взрослые действительно быстро обнаруживают змей и пауков.

Например, когда на сенсорном экране отображается множество изображений, и дети дошкольного возраста, и взрослые обнаруживают змей и пауков быстрее, чем множество других вещей, включая цветы, грибы, лягушек и тараканов. Но, похоже, они их не боятся. Фактически, младенцы будут тянуться к ним и пытаться поймать на экране, а дети от 1,5 до 3 лет взаимодействуют с живой змеей и пауком так же, как с живой рыбой и хомяком. Это говорит о том, что мы не обязательно рождаемся со страхом змей или пауков.

Вместо этого некоторые считают, что из-за того, что мы склонны уделять много внимания змеям и паукам из-за их угрожающих свойств, существует больше негативной информации, чем о других животных и объектах. Действительно, змеи и пауки часто изображаются как символы зла и страха, начиная с римской мифологии (например, Медузы) и Библии (например, змея в Райском саду), до современных фильмов, таких как «Арахнофобия», «Анаконда»и «Змеи на самолете». Подумайте: когда вы в последний раз слышали что-то хорошее о змее или пауке? Может быть, неудивительно, что мы их так боимся.

Важно отметить, что существует связь между страхами родителей и страхами их детей. Если вы являетесь родителем, дети могут подхватить некоторые из своих наиболее распространенных страхов не только из-за негативного опыта, но и наблюдая и слушая вас. Они могут видеть вашу реакцию на страшные вещи или слышать угрожающую информацию, например, по телевидению или в сборниках рассказов. Потому что страх предполагает рассуждения о том, что происходит в окружающей среде, то, чего дети больше всего боятся в разном возрасте, меняется по мере того, как их представление о мире становится более сложным. Как упоминалось выше, в младенчестве и раннем детстве наиболее распространены страхи перед новыми людьми, местами и вещами, за которыми следуют страх животных в раннем детстве, страх крови и травм в детстве, а затем страх быть отвергнутым в подростковом возрасте.

И так же, как одни страхи усваиваются легче, чем другие, некоторые дети более склонны к боязливости, чем другие. На самом деле, у некоторых детей есть предубеждение или черты характера, позволяющие сильнее реагировать на новые вещи и новых людей. Эти дети, которые также могут показаться чувствительными или застенчивыми, могут быть особенно склонны отрицательно реагировать на негативную информацию или пугающие вещи. Если это похоже на вашего ребенка, возможно, вы захотите узнать, как вы реагируете на окружающий мир. И даже если ваш ребенок более бесстрашный, важно помнить, что он учится на информации, которую получает все время.

Мы не рождаемся с голосом под названием Страх в нашем мозгу, который включается и выключается в ответ на определенные вещи или в определенное время года. Эмоции намного сложнее. Наше тело постоянно реагирует на изменения в окружающей среде, и мы должны думать и интерпретировать эту реакцию на основе того, что происходит в мире вокруг нас, и того, что происходило в нашем прошлом. Наши тела могут реагировать на появление змеи - быстро обнаруживая ее, заставляя наши сердца биться быстрее, подготавливая нас к действию, - но то, как мы интерпретируем эту реакцию, может отличаться в зависимости от того, находимся ли мы в безопасном месте (например, зоопарк), или не в безопасности (например, в походе по лесу). И учитывая, что мы постоянно интерпретируем реакции нашего тела на мир, наша точка зрения имеет значение.

Когда мы спускаемся с крутого холма, большинство из нас будет испытывать аналогичную телесную реакцию, например, ощущение опускания живота. Но, в то время как некоторым из нас нравится это чувство, и они ищут острые ощущения, взбираясь на горы или катаясь на американских горках, другие делают все возможное, чтобы избежать высоты. Страх — это то, насколько мы чувствуем угрозу, поэтому многие из нас с нетерпением ждут Хэллоуина — это время, когда мы можем испытать чувство страха, зная, что на самом деле мы в безопасном месте.