Агрессивное поведение у детей начинается довольно рано. Удары, пинки, толчки и укусы могут начаться еще в младенчестве, до того, как ребенку исполнится полтора года. По мере того, как дети становятся старше и начинают говорить, словесная агрессия, такая как поддразнивание и обзывания, становится обычным явлением, начиная с дошкольного возраста. И по мере того, как они развиваются в среднем и подростковом возрасте относительная агрессия - например, тайное рассказывание, распространение слухов и социальная изоляция - также становится популярным способом для агрессивного поведения.
Почему некоторые дети агрессивны и что заставляет их так себя вести? Сначала младенцы и малыши начинают делать такие вещи, как бить и кусать, когда они злятся или боятся и не имеют других средств, чтобы выразить себя или контролировать свои эмоциональные реакции. По мере взросления они начинают общаться вербально и лучше контролируют себя, когда они расстроены или недовольны. Когда дети начинают рассуждать о мыслях других - то, что исследователи называют теорией разума, - они лучше способны предсказать, как их действия могут повлиять на кого-то еще, и тогда становится возможной агрессия в отношениях. Хотя дети обычно не могут рассуждать о мыслях других до достижения 5-летнего возраста, относительная агрессия иногда отмечается в очень простых формах.
Буллинг - это агрессивное поведение, которое, как правило, повторяется по отношению к одному и тому же человеку и включает динамику власти, когда хулиган имеет некоторую власть над жертвой. Это может случиться в школе, на детской площадке, а теперь и в интернете. Действительно, по мере того, как подростки начинают отправлять текстовые сообщения, пользоваться социальными сетями и онлайн-играми, они все чаще подвергаются киберзапугиванию или размещению в интернете вредоносного контента о другом человеке. Хотя трудно получить точную оценку того, насколько дети подвергаются издевательствам (потому что большинство из них не хотят сообщать об этом), от 10 до 33 процентов детей признаются, что подвергались преследованиям. И хотя за последние 20 лет уровень физического издевательства снизился, киберзапугивание становится все более распространенным явлением. Вы можете подумать, что с ребенком должно быть что-то психологически не так, раз он пытается запугать другого. Действительно, раньше считалось, что хулиганы имеют психологические проблемы или расстройства поведения. Но обычно это не так. Фактически, многие хулиганы, как правило, популярны и хорошо понимают эмоции. Хотя, агрессивная реакция в ответ на других связана с более низким эмоциональным пониманием, проактивная агрессия или начало агрессивного поведения связаны с лучшим эмоциональным пониманием.
Дети, которые действительно умеют рассуждать о намерениях других, могут понять, что физическая агрессия, скорее всего, будет замечена и приведет к наказанию, в то время как более скрытые формы агрессии, такие как тайное сообщение или распространение слухов, более эффективны в причинении вреда другому человеку, без наказания со стороны учителя или родителей. Как и хулиганы в фильме «Дрянные девчонки», агрессия не всегда физическая, а иногда самые изобретательные способы причинить вред другим - психологические. Фактически, исследования показывают, что, хотя мальчики более агрессивны физически и вербально, девочки могут быть более агрессивными в плане отношений. Некоторые дети ведут себя агрессивно, потому что на собственном опыте узнали, что люди обычно настроены враждебно и намерены причинить им вред. Это может привести к тому, что исследователи называют предвзятостью враждебной атрибуции, или склонностью полагать, что намерения других людей враждебны по своей природе. Ребенок с таким предубеждением может слишком остро реагировать на социальные взаимодействия, влекущие за собой несчастные случаи, полагая, что его сверстник намерен вести себя плохо. Дети, которые подверглись физическому наказанию, например, порке, также склонны быть более агрессивными, поскольку они узнают, что агрессивное поведение является разумным решением для проступка. Возможно, по той же причине дети, над которыми издеваются, часто сами становятся хулиганами.
Важно принять меры для предотвращения издевательств или помочь детям справиться с издевательским поведением, поскольку дети, над которыми издеваются, подвергаются более высокому риску возникновения различных эмоциональных проблем, таких как тревога и депрессия, и хуже учатся в школе. Важно отметить, что в подавляющем большинстве случаев запугивания присутствуют и другие люди, наблюдающие за тем, как разворачивается это событие. К сожалению, вместо того, чтобы остановить это, многие действуют таким образом, чтобы поощрять агрессивное поведение. Кроме того, издевательства чаще наблюдаются, когда учителя реагируют на конфликт неадекватно или когда отношения между учителем и учеником плохие. Таким образом, неудивительно, что меры, направленные на изменение школьного климата, и вмешательства, нацеленные на прохожих - обучение их вмешательству - оказались эффективными.
Таким образом, важно говорить с детьми об издевательствах, особенно с точки зрения поощрения их вмешательства, если они видят, что это происходит со сверстниками. Поощрение сочувствия также может помочь, так как сочувствие отрицательно связано с агрессивным поведением, а дети, которые проявляют больше сочувствия, с меньшей вероятностью будут запугивать своих сверстников и с большей вероятностью вмешаются, когда увидят, что кто-то издевается. Родители, которые говорят со своими детьми о своих эмоциях, имеют детей, которые обладают более высоким сочувствием и ведут себя более активно в социальном плане. Вы можете моделировать сочувствие самостоятельно, а также быть средством для обучения детей эмпатическому поведению. В конце концов, обучение детей доброте друг к другу может иметь большое значение в улучшении социального взаимодействия, как для хулиганов, так и для тех, кто подвергается издевательствам.