Позитивное невербальное общение может улучшить ваши отношения с ребенком. Это потому, что, например, улыбка и зрительный контакт - говорит вашему ребенку, что он вам небезразличен. И поскольку теплые, любящие отношения являются ключом к развитию детей, позитивное невербальное общение также способствует развитию ребенка.
Позитивное невербальное общение также важно для того, чтобы помочь вашему ребенку научиться общаться и ладить с другими людьми, что является важным навыком для жизни. Например, если вы используете теплый, заботливый язык тела по отношению к своему ребенку, это поможет ему научиться выражать любовь. Если вы перестанете делать то, что делаете, чтобы слушать, когда ваш ребенок хочет поговорить, это покажет ему как обращать внимание людей.
Но негативное невербальное общение может дать понять, что вам все равно или вы не хотите проводить время со своим ребенком. Дети могут чувствовать себя отвергнутыми или разочарованными, если это происходит постоянно.
Использование языка тела и тона голоса для улучшения общения
Язык тела и тон голоса - ключевые части невербального общения. Вы можете использовать их, чтобы посылать положительные сообщения и укреплять то, что вы говорите своему ребенку.
Вот несколько идей для позитивного невербального общения:
- Прикоснитесь к руке ребенка, чтобы дать ему понять, что вы заинтересованы и заботитесь о том, что он говорит или делает.
- Повернитесь к ребенку лицом и смотрите ему в глаза. Это говорит: «Я уделяю тебе все свое внимание» и «Ты важен для меня».
- Наклонитесь до уровня вашего ребенка. Это показывает, что вы хотите быть рядом, и помогает вашему ребенку чувствовать себя в безопасности. Это также помогает при зрительном контакте, особенно детям младшего возраста.
- Используйте язык тела, чтобы показать ребенку, что вы пытаетесь понять его чувства. Например, если ваш ребенок улыбается вам, улыбнитесь в ответ. - Если вашему ребенку грустно, кивайте головой и грустите сами. Если ваш ребенок выглядит расстроенным, смотрите ему в глаза и говорите спокойным, обнадеживающим тоном.
- Говоря с ребенком, используйте приятный тон голоса, расслабленное положение тела и выражение лица. Это отправляет сообщение о том, что вы готовы слушать. Кроме того, вашему ребенку будет легче заметить разницу, когда вы недовольны его поведением.
- Если вашему ребенку нравятся объятия, давайте их побольше!
Улучшение невербального общения в семье
Игры и семейные вызовы могут быть интересным способом развить ваше понимание невербального общения в семье.
Вот несколько идей:
- Играйте в игры, предполагающие угадывание, чтобы помочь детям настроиться на невербальное общение. Например, вы можете улыбнуться, кивнуть или изменить выражение лица, чтобы понять, насколько близка догадка к ответу.
- Смотрите телешоу с выключенным звуком. Посмотрите, можете ли вы и ваш ребенок понять, что происходит.
- За ужином по очереди отрабатывайте разные тоны голоса - например, говоря: «Я бы хотел салат, пожалуйста» сварливым тоном, а затем мягким тоном.
- Нарисуйте вместе с ребенком лица или используйте игрушки, чтобы разыграть эмоции. Это может помочь вашему ребенку узнать о том, как мы часто выражаем чувства без слов и о том, как распознавать чувства других людей.
Использование невербального общения для управления поведением вашего ребенка
Невербальное общение может быть полезным, когда говорить невозможно из-за расстояния или шума. Например, вы можете подарить ребенку улыбку и показать ему «большой палец вверх», когда он получит награду в школе или поможет другу на игровой площадке.
Точно так же, если вы видите, что ваш ребенок ведет себя не так, как вам нравится, вы можете использовать свое выражение лица и язык тела, чтобы отправить сообщение. Например, вы можете покачать головой или поднять руку для сигнала остановки.
Вы также можете использовать невербальное общение, чтобы подкрепить свои слова, когда ваш ребенок ведет себя плохо. Например, если вам нужно, чтобы ваш ребенок остановился и послушал, вы можете попробовать:
- говорить ясным, твердым тоном.
- поддерживать постоянный зрительный контакт и тона голоса.
- наклоняться до уровня вашего ребенка.
- сжать руку ребенка, чтобы привлечь его внимание, если он не поднимает глаз.
Невербальное общение и дети с дополнительными потребностями
Аутичные дети и дети с другими дополнительными потребностями могут иметь проблемы с общением, в том числе невербальным.
Например, аутичных детей часто нужно учить зрительному контакту. Вы можете сделать это, держа предметы, которые, как вы знаете, хочет ваш ребенок, прямо перед вашими глазами. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок автоматически не поднимет глаза, когда ему что-то нужно. Но даже когда аутичные дети знают, как использовать зрительный контакт, они часто могут лучше слушать, когда не смотрят прямо в глаза говорящему. Возможно, вам придется изменить свое общение в зависимости от того, что лучше всего подходит для вашего ребенка.
Некоторые дети также обладают сенсорной чувствительностью и могут столкнуться с трудностями при контакте с телом, например, при объятиях. Этим детям может быть более комфортно с другими выражениями тепла или одобрения. Подумайте о том невербальном общении, которое больше всего нравится вашему ребенку, и используйте его, чтобы выразить одобрение, например, хлопая в ладоши, подмигивая или показывая большой палец вверх.