Почему летняя скука полезна для ребенка

Почему летняя скука полезна для ребенка

 

На часах 10 утра, среда. Вы уже выпили чашку кофе и вовсю гуглите “летние занятия для 8-летних”, а ваш ребенок драматично лежит на полу: “Мне скучно! Совсем нечего делать!” Вы просматриваете доски в Pinterest и готовые распечатки, надеясь найти волшебное решение, но в глубине души знаете, что новизна исчезнет к обеду.  Если это звучит знакомо, вы не одиноки. Летняя скука - это реальность. Это расстраивает. И часто кажется, будто ваш ребенок умоляет вас стать его личным руководителям по развлечениям. Но что, если я скажу вам, что лучшие средства от летней скуки исходят не от экрана или подписки на коробку с сюрпризами? Они уже есть в вашем доме и внутри вашего ребенка. 

Пришло время переосмыслить наше представление о лете, скуке и обучении. Вместо того чтобы спрашивать: “Как мне занять моего ребенка?”, давайте спросим: “Что он пытается мне сказать, когда говорит, что ему скучно?” 

Почему летом так скучно?

Если вам когда-нибудь было интересно, почему ваш ребенок скучает летом больше, чем в течение учебного года, вы задаете абсолютно правильный вопрос. Летние каникулы могут казаться скучными многим детям, потому что они лишают их привычного распорядка дня. В течение учебного года их дни наполнены задачами, учебой и четкими целями. Когда наступает лето, эта структура исчезает, оставляя детей с бесконечными промежутками времени, но без карты того, как их заполнить.  Но вот в чем дело - многие дети находят школу скучной по той же самой причине. Когда у детей нет реального выбора в том, что они изучают или как проводят свое время, когда они не могут заниматься тем, что им искренне интересно, это отсутствие автономии заставляет их чувствовать себя оторванными и скучающими, будь то в классе или дома. 

Здесь также играет роль парадокс выбора. Когда у детей есть “все” - игрушки, книги, игры, открытое пространство - изобилие может затруднить выбор чего-то, что кажется по-настоящему увлекательным. Это похоже на то, как взрослые иногда стоят перед полным холодильником и заявляют, что нечего есть. Культурное давление, заставляющее проводить лето потрясающе, тоже не помогает. Когда дети слышат о лагерях, отпусках и всех тех идеальных занятиях, которые они видят в интернете, обычное время дома кажется не таким уж и веселым. Сами того не желая, мы научили их тому, что лето должно быть захватывающим все время. Это заставляет нормальные, повседневные моменты казаться разочаровывающими. 

Что вызывает скуку у детей

Скука возникает, когда есть несоответствие между тем, что мозг может выдержать, и тем, что мы просим его сделать. Наши дети нуждаются в умственной стимуляции, которая не будет их перенапрягать, но и будет держать в тонусе. Когда задача слишком проста, дети отключаются, потому что их мозг не задействован. Но если что-то чрезмерно сложно, дети тоже скучают. Их когнитивные ресурсы перегружаются, что затрудняет сосредоточение внимания на чем-либо.  Вот переосмысление, которое я хочу предложить: когда мы видим, как наши дети валяются на диване, заявляя: “Мне скучно!”, это не проблема, которую нужно немедленно решать. Это ценная информация о том, что происходит в их мире прямо сейчас. Вместо того чтобы спешить это исправить, мы можем поинтересоваться, что они на самом деле нам говорят. Я знаю, это может быть неприятно. Когда ваш ребенок говорит, что ему скучно, что-то внутри вас может начать метаться, ваш ум лихорадочно перебирает списки дел, задаваясь вопросом, не разочаровываете ли вы его. Этот дискомфорт совершенно нормален, но вот что нужно помнить: скука вашего ребенка — это не ваша проблема, которую нужно решать. 

Что может помочь и вам, и вашему ребенку, так это установление предсказуемого ежедневного времени для индивидуального общения. Это не обязательно должно быть сложным. Возможно, это 15 минут безраздельного внимания после завтрака или краткая проверка перед сном. Когда дети знают, что у них есть это надежное время для общения, они часто охотнее справляются со скукой самостоятельно. Они не используют “Мне скучно” как способ привлечь ваше внимание, потому что они уже знают, когда это внимание придет.  Итак, как мы учим детей справляться со скукой? Ответ может вас удивить: Мы не учим их справляться с ней. Мы учим их прислушиваться к ней. Когда ваш ребенок говорит “Мне скучно”, это на самом деле его внутренний компас, указывающий на то, что ему нужно. Возможно, ему нужно больше вызова, возможно, нужно отдохнуть, или углубиться во что-то, что действительно интересно. Отвечая любопытством, а не немедленными решениями, мы учим ребенка тому, что скука — это не то, чего нужно бояться или быстро исправлять; это информация, которую нужно использовать для руководства собственным выбором. 

Поэтому в следующий раз, когда вы выпьете чашку кофе и судорожно будете искать летние занятия, в то время как ваш ребенок драматично заявляет о своей скуке, сделайте вдох. Помните, что этот момент — не провал в воспитании. Это возможность отойти от роли руководителя по развлечениям и поверить в то, что скука вашего ребенка может просто указывать ему путь к чему-то действительно значимому. Следуйте за естественным любопытством вашего ребенка к занятиям, которые на самом деле вовлекают его.

Вам понравилась статья?
0

Комментарии (0)



Добавить новый комментарий: