Роль аквариума в терапии
В последние годы анималотерапия стала более популярной. Было показано, что она улучшает эмоциональное самочувствие пациентов, а также людей с поведенческими проблемами. Сообщалось, что животные помогают облегчить чувство спокойствия и комфорта и могут даже улучшить чувство собственного достоинства и саморегуляции людей. Часто в анималотерапии участвуют пушистые животные, такие как собаки, кошки или кролики. Терапия с использованием более крупных животных, таких как лошади или сельскохозяйственные животные, также помогла многим пациентам.
Также было признано, что наблюдение за рыбой снижает стресс и беспокойство.
Дружелюбная рыба
Морские рыбы, как правило, менее интерактивны, но часто очень красочны, например, рыба-клоун и хвостовик, которые можно увидеть в мультфильме «В поисках Немо». Таким образом, морские рыбы часто с энтузиазмом узнаются детьми, которые приходят на занятия.
Когда психолог встречает своих клиентов, то часто спрашивает их мнение о рыбе. Эти беседы служат хорошим способом установления взаимопонимания, что необходимо для эффективной терапии. Иногда можно предложить покормить рыбок. Некоторые дети реагируют с энтузиазмом, а другие воздерживаются, что позволяет оценить их отношение к терапии.
Рыбные метафоры
Иногда рыба служит основой для терапевтических метафор. Например, сом, редко появляется в дневное время. Когда он все-таки выйдет, можно спросить ребенка: «Разве не интересно, что иногда мы можем встретить в аквариуме неожиданных гостей?».
Позже, можно сказать тому же ребенку: «Знаешь, когда ты находишь знание в своем подсознании, это похоже на то, как если бы ты нашел сома в аквариуме. Он всегда был рядом, но ты этого не осознавал».
Или спросить ребенка: «Ты когда-нибудь чувствовал, что все смотрят на тебя, как если бы ты был рыбой в аквариуме?».
Иногда можно попросить детей придумать свои собственные идеи о рыбе, которые отражают то, как дети справляются с ситуацией и как их ситуация может улучшиться. Таким образом, психолог приглашает детей давать терапевтические советы. Например, можно спросить ребенка, страдающего от социальной тревожности: «Как ты думаешь, что думает рыба, когда она плавает одна? У тебя есть какие-нибудь идеи о том, как рыба может завести друзей?».
Или можно спросить ребенка, переживающего соперничество между братьями и сестрами, который занят кормлением рыбок: «Если бы ты отвечал за рыбок, какие правила ты бы установил в отношении времени приема пищи, чтобы помочь им лучше ладить друг с другом?».
Наличие аквариума или других объектов, привлекающих внимание детей, в зоне ожидания или консультационном кабинете (например, красочные картины, окаменелости или крупные минералы) может облегчить терапию как за счет снижения стресса, так и за счет поощрения детей к вовлечению в терапевтический процесс.Hjk