Похоже, мы переживаем кризис детской независимости. К счастью, давно изученный подход под названием «поддерживающее автономию воспитание» предлагает родителям реалистичное, основанное на фактах решение для воспитания более самостоятельных детей. Этот подход не только включает в себя ожидание независимости и выражение доверия к возможностям ребенка, но и помогает нам вырастить таких детей, к которым стремится большинство родителей: человека, который знает, кто он такой, и может распоряжаться своей жизнью.
Теория и наука о поддерживающем автономию воспитании
Согласно теории самоопределения, для общего благополучия необходимо удовлетворить три основные потребности человека: автономию, компетентность и родство. Предпосылкой поддерживающего автономию родительства является то, что оно удовлетворяет эти потребности наших детей. И наоборот, неудовлетворение этих потребностей, по-видимому, подвергает наших детей риску возникновения психологических и поведенческих проблем.
Когда эти потребности удовлетворены, мы испытываем «удовлетворение потребностей»; когда они не удовлетворены, мы испытываем «фрустрацию потребностей». Воспитание детей представляет собой постоянное напряжение между обеими потребностями, особенно когда потребности родителей отличаются от потребностей детей.
Другими словами, мы все жаждем быть умелыми, социально связанными и ответственными за себя. Думаю, большинство из нас, кто когда-либо воспитывал малышей, согласится с тем, что эти стремления действительно являются основополагающими для того, чтобы быть человеком.
Автономия
Можно утверждать, что стремление к автономии лежит в основе многих конфликтов между родителями и детьми, начиная с младенчества и заканчивая подростковым возрастом. Мы хотим сохранить свою власть и управление как родители, а наши дети хотят иметь свою собственную. Мы считаем, что мы главные или должны быть главными, а наши дети живут в вечном желании быть главнее, чем они есть.
В семьях есть место естественной структуре власти, и поскольку взрослые предположительно мудрее и способнее, они должны устанавливать ограничения как неотъемлемую часть воспитания детей. Однако можно поддерживать эту иерархию, поощряя и развивая в наших детях чувство самостоятельности в доме и в мире. Это чувство самостоятельности и самоуправления, как неоднократно показывали исследования, имеет решающее значение для общего благополучия и позитивного психологического функционирования на всех этапах развития.
В исследованиях, проведенных в разных возрастах и в разных ситуациях, автономия представляет собой мощное сочетание сильной внутренней мотивации, личной свободы быть самим собой, осознания своего подлинного «я» и действия с фундаментальным чувством ответственности перед другими. Неудивительно, что те, кто чувствует себя более самостоятельными, как показывает практика, также отмечают более высокую самооценку, большую самоактуализацию, более сильную интеграцию своей личности (ключ к осознанию своего истинного «я»), более позитивные результаты в области психического здоровья и большую удовлетворенность межличностными отношениями.
Компетентность
Чувство компетентности усиливает внутреннюю мотивацию, которая является основой для развития навыков и, в конечном счете, автономии. Исследования показывают, что внутренняя мотивация способствует оптимальному решению проблем и повышению эффективности работы; понимание того, что и как нужно делать (например, развивать новый навык), в сочетании с ощущением компетентности приводит к повышению внутренней мотивации. Это мощный цикл, который может стать позитивным двигателем развития навыков как части здорового развития ребенка.
Наша задача - позволить нашим детям делать все самим (то есть немного подталкивая их к тому, что они уже могут делать, чтобы продолжать развивать навыки, но ожидания должны соответствовать готовности), чтобы они могли развить эту компетентность. Это подразумевает разрешение им совершать ошибки и терпеть дискомфорт, который мы испытываем, если и когда они терпят неудачу, иначе мы рискуем подвести их в долгосрочной перспективе.
Родство
Родство представляет собой, возможно, самую психологически глубокую часть человеческого опыта: ощущение своей принадлежности. Это чувство принадлежности было названо как центральным фактором благополучия, так и одной из самых серьезных проблем, когда оно отсутствует (например, вовлечение в банды, депрессия, насилие).
Когда речь идет об отношениях между родителями и детьми, которые рассматриваются как основа будущих отношений, родители в первую очередь создают это чувство принадлежности и связи в наших домах. Доказано, что дети, которые чувствуют себя принятыми своими родителями и принадлежащими к своей семье, более устойчивы к стрессу в целом и лучше адаптируются.
Большинство из нас стремится создать близкие, доверительные и безопасные отношения со своими детьми, однако это не то, что расцветает по волшебству, когда на него сыплется сказочная пыль. Это большая работа в повседневной реальности воспитания, но она полностью оправдывает себя, когда мы понимаем, насколько это важно для оптимального роста и здоровья нашего ребенка.
На самом деле, для того чтобы все остальное произошло, необходимо наличие родственных связей. Крепкие, связанные отношения позволяют ребенку безопасно развивать свое чувство собственного достоинства. Будучи их главными «агентами социализации», мы можем ежедневно использовать стратегии, которые способствуют как самостоятельности, так и компетентности для долгосрочного роста наших детей.
В заключении
Загляните в будущее и представьте, как ваши дети сами стирают, готовят семейный ужин, не забывают взять все необходимое в школу, собирают багаж в отпуск и рассказывают вам, как они разрешили ссору с лучшим другом. Представьте, как вы избавитесь от необходимости делать, думать и помнить обо всем, и с какой гордостью будете наблюдать за тем, как ваш ребенок берет на себя ответственность за свою жизнь, делая один шаг к развитию за раз.
А теперь представьте, что по мере того, как эта самостоятельность развивается под зонтиком домашней среды, поддерживающей автономию, происходящее выходит за рамки ежедневной рутины и становится проще: Ваш ребенок выясняет свое подлинное «я», кем он хочет быть в мире на своих условиях. Они развивают независимость и самостоятельность, которые останутся на всю жизнь.